Выбираем шины для своего погрузчика

Выбираем шины для своего погрузчика

Развитие рынка логистики закономерно влечет за собой увеличение количества погрузчиков. Их давно оценили по достоинству и на производстве. Конечно, каждый владелец стремится поднять производительность своего парка и не хочет терять время на ремонтном простое техники. Кому хочется платить неустойку из-за не вовремя лопнувшего колеса. Чтобы не попадать в подобные ситуации, важно следить за качеством резины и постоянным наличием запасных шин. В этой статье мы рассмотрим шины для вилочных погрузчиков, грузоподъемность которых не превышает 5 т.

Давайте определимся, что под погрузчиком мы подразумеваем любую погрузочную технику с небольшой грузоподъемностью. Поскольку изложенная ниже информация не менее актуальна и для ножничных, телескопических и коленчатых подъемников.

Итак, каковы же обязанности шин? Основным их предназначением является амортизация подвески и моста от неровностей дороги и четкое сцепление с дорожным покрытием. Кроме коэффициента сцепления, от качества резины зависит проходимость машины и расход топлива. Небольшие колеса погрузчиков обеспечивают им значительную маневренность. Но в то же время на них приходятся большие нагрузки, как по массе, так и по продолжительности. Перегрев, механические повреждения, отслоение эластичного покрытия – все это результат высокого давления и экстремальных условий работы. Следствием становится выход техники из строя до восстановления или замены шин. В списке запчастей запаска занимает одно из первых мест и должна постоянно находиться под рукой. К неблагоприятным условиям эксплуатации относится и качество покрытия. Чем оно хуже, тем более жесткие требования предъявляются к резине. Если же вы новичок, да еще собираетесь приобрести подержанный погрузчик – примите к сведению рекомендации, содержащиеся в этой статье.

Богатство выбора

Шины для автопогрузчиков условно делятся несколько категорий:

  • пневматические;
  • цельнолитые;
  • бандажные.

Пневматические шины отличаются низкой ценой. Основное их достоинство состоит в амортизации подвески на неровностях дорожного покрытия. Область применения – помещения с чистым полом и качественные дорожные покрытия. Непригодны к использованию в местах, где есть шанс пробить покрышку. Ресурс пневматики ограничивается 1000-2000 рабочих часов. Различают такие виды:

  • камерные;
  • бескамерные;
  • диагональные;
  • радиальные.

В подавляющем большинстве случаев для погрузчиков используют диагональные шины. Прочность торцевой стороны покрышки достигается за счет перекрещивания кордных слоев. Это защищает колесо при перегрузках, притираниях о бордюр и ударах. Главный минус пневматики – неустойчивость при проколах. При высоком положении центра тяжести нередки ситуации, когда при резкой потере давления крупногабаритный груз просто опрокидывался.

Суперэластик, или цельнолитые шины представляют собой в разрезе трехслойный бутерброд:

  • внутренний слой – стальной корд, служит для крепления на ободе;
  • средний слой – амортизация и теплоотвод от диска;
  • внешний слой – протектор для наилучшего сцепления с дорожным покрытием.

Технология не стоит на месте, и теперь такие шины могут состоять из большего количества слоев. Несмотря на дороговизну, такие шины незаменимы в металлообрабатывающих цехах и других производствах, где нередки проколы. Современные материалы позволили цельнолитым шинам достичь показателей эластичности, равных пневматическим аналогам. За это их не зря назвали «суперэластиком». В их числе вулкалан – материал, не уступающий резине в эластичности, а пластику – в твердости, стойкий к щелочным и кислотным средам, малошумный и устойчивый к расслоению. Цельнолитые шины выгодно отличаются очень долгим сроком службы. Они сохраняют работоспособность на протяжении многих лет непрерывной работы, пока не сотрутся до того размера, при котором погрузчик просто не сможет ездить.

Следует добавить, бытует мнение, что замена пневматики суперэластиком значительно повышает грузоподъемность. Мы не рекомендуем так экспериментировать, особенно на машинах с еще не истекшим сроком гарантии. Это нарушение правил ТБ, и оно может вам дорого обойтись. Каждый подъемник рассчитан конструктором на определенную разновидность шин, т этим не стоит пренебрегать. Тем более что силовые элементы конструкции рассчитаны именно на номинальную грузоподъемность. Какой бы тип резины вы ни установили, вилы все равно погнутся от перегрузки. Помните, что меняя пневматические шины на «суперэластик», вы значительно ухудшаете тормозные и динамические характеристики машины и увеличиваете ее массу. Пневматика весит в 4-5 раз меньше. Поэтому к вопросу смены класса шин следует подходить с осторожностью.

Бандажные шины, оснащенные тонким амортизирующим слоем, предназначаются для специфических условий работы. Они применяются для операций в агрессивной среде, для перемещения по металлолому и тому подобное. Протектор из настоящего каучука закрепляется на стальном бандаже, фиксирующем шину на диске. Они довольно дороги и считаются морально устаревшими. В отличие от них, цельнолитые и пневматические шины взаимозаменяемы и монтируются на одни и те же диски. Это обстоятельство подтверждает их универсальность и делает предпочтительными.

Безотносительно своей классификации, шины могут иметь различный рисунок протектора. От этого меняется проходимость, коэффициент трения и абразивность. Рельеф определяется условиями, в которых работает погрузчик. В зависимости от этого выбирают гладкие или фигурные протекторы с разным типом рисунка.

Кратко рассмотрим, для чего нужны различные типы рельефа:

  • рисунок без центральной канавки придает большую устойчивость к износу;
  • поперечные канавки служат для улучшения сцепления с дорогой, в том числе на ыпучих и скользких поверхностях;
  • блочный рисунок сочетает достоинства обоих вариантов и представляет собой удачный компромисс.

Диагональная или радиальная?

Давайте сразу о главном – диагональные шины оптимальны для плохих дорожных покрытий. Вторым немаловажным фактором является возраст машины, а третьим – отношение ее владельца к инвестициям. Такие шины стоят на 30-40% меньше радиальных. У них более прочная боковая часть, которая успешно противостоит всевозможным ударам и повреждениям.

Радиальная шина отличается большим пятном контакта по сравнению с однотипными диагональными, что гораздо лучше в случае необходимости проведения работ на мягкой почве. К тому же, они дают преимущества при высокоскоростных перемещениях по шоссе.

Ходовые качества радиальных шин на асфальтовом покрытии выше, чем диагональных. Это зависит от особенностей кордовой прокладки и возникающего внутреннего трения. У радиальных шин практически отсутствует теплообразование, за счет чего они практически не подвергаются термическому разрушению. Диагональные шины устойчивы к внешним повреждениям благодаря утолщенной боковой части. Их проще ремонтировать. А поскольку в регионах с умеренно-холодным и холодным климатом проблема перегрева неактуальна, то их теплостойкости вполне достаточно.

Кроме того, у них существенная разница также в сцеплении с поверхностью. Из-за большого пятна контакта у радиальных шин сцепление выше. Но чаще всего этот параметр так и остается невостребованным, а погрузчик используется для стандартных работ без перегрузок.

Немного о цепях

В нашей стране внезапных зим и не менее внезапных оттепелей цепи противоскольжения – это спасение, которое можно натянуть на шины погрузчика.

Стальные цепи противоскольжения препятствуют пробуксовке ведущих колес с помощью грунтозацепов – выступов над шинными протекторами. Это приспособление просто незаменимо при необходимости работы в экстремальных условиях, таких как снежные заносы или заболоченные участки. Оно представляет собой комплект цепей, плотно прилегающий к шинам и соединенный между собой десяти-двадцатизвенными грунтозацепами, расположенными «лесенкой» поперек протекторов. Каждая такая цепь закреплена на колесе с помощью двух специальных замков. Цепи противоскольжения изготавливаются в виде дорожек, надеваемых на колесо. На них можно наехать, расстелив предварительно на земле или закрепить на колесе, поднятом домкратом, а затем защелкнуть замки.

Достоинства цепей противоскольжения в их компактности, максимальной эффективности и простоте установки. Монтаж их на оба ведущих колеса занимает не более 15 минут. Но по асфальту или твердому грунту их использовать нельзя из-за высокого уровня вибрации и быстрого износа резины.

Лидеры шинного рынка

Иностранные производители в настоящее время занимают практически весть рынок шин для автопогрузчиков. В их числе такие гиганты, как китайский Anjie, болгарская Vida, израильский Mega-T и индийский Traxter. К сожалению, основная масса погрузочной техники и запасных частей производятся за рубежом. Отечественные производители, возможно, могли бы предложить продукцию по достаточно низким ценам, но конкурировать с Китаем и Индией Украине не под силу. Дешевый труд рабочих в этих странах позволяет им демпинговать цены и пока сводит на нет наши попытки выйти на мировой рынок. В зависимости от модели и размера цена шины начинается от примерно 40 долларов США.

Вместо эпилога

Мы надеемся, что эта статья осветила некоторые аспекты выбора «обувки» для вашего погрузчика. Конечно же, это только верхушка айсберга, но мы постараемся в дальнейшем подробно рассмотреть этот вопрос.

Back to top